В течение нескольких часов на сцене фестиваля танцевальные номера сменялись вокальными. Фото: Елена Мельникова
В течение нескольких часов на сцене фестиваля танцевальные номера сменялись вокальными. Фото: Елена Мельникова

Летний «Фестиваль национальных культур» уже стал своеобразной традицией Бийска – как всегда на площадке немало интересных творческих номеров, а в зрительном зале, который расположился прямо под открытым небом, не хватает места для всех желающих. И это несмотря на почти 39-градусную жару!

Уже четвертый раз организаторами фестиваля выступают МЦ «Родина» и администрация города. Лучшие самодеятельные и художественные номера, дегустации национальных блюд и мастер-классы – в Бийске бок о бок уживаются представители разных национальностей, разных культур, и всем им есть, что рассказать друг другу. На одной сцене – индийские, русские, казачьи напевы, кумандинские народные песни, детский репертуар, танцевальные и вокальные выступления. Звучат било, гармонь, сантур. В конце фестиваля все участники сходятся в большом многоликом хороводе.

Хороводы на сцене фестиваля водили много раз. Фото: Елена Мельникова
Хороводы на сцене фестиваля водили много раз. Фото: Елена Мельникова

Хороводов под жарким солнцем в этот день было немало. Хоровод – старинная сакральная славянская традиция, это слово заимствовано из множества языков – сербского, русского, хорватского. «Коло» или «хоро» – означает круг, а круг у славян – символ Солнца. Именно Солнцу, объединяющему народы и народности, и был посвящен нынешний фестиваль. На сцене – плетеное солнце, на костюмах гостей и участников солнце – тоже основной символ.

Валерий Липенков учился игре на било у мастера из Подмосковья. Фото: Елена Мельникова
Валерий Липенков учился игре на било у мастера из Подмосковья. Фото: Елена Мельникова

И открыл фестиваль Валерий Липенков, основатель «Музея Солнца» (г. Новосибирск). Валерий приезжает в Бийск на «Фестиваль национальных культур» уже не в первый раз – и каждый раз радует бийчан звучанием старинного славянского инструмента – било.

Завораживающие, одновременно и нежные, и тревожные, и звонкие, и глухие звуки несутся над сценой фестиваля. Било – музыкальный инструмент наших предков:

Било – это плоские колокола, то есть, это пластины, которые звучат как колокол, — поясняет Валерий Липенков. — Причем, само слово «колокол» на Руси связывали непосредственно с Солнцем. Я учился у мастера из Подмосковья, Александра Жихарева. Он восстановил технологию изготовления древних бил. Они и сейчас применяются в православных звонах — например, у вас на Алтае, в Чемале, на острове Патмос звучит такой колокол. Било наше предки использовали чтобы собрать людей вместе – уходили ли на войну, боролись с врагами, тушили пожар – людей на главную площадь поселения собирали под звуки било. Ну и, конечно, эти колокола звучали и на праздниках.

Рядом со сценой кусочек казачьей станицы – здесь угощают малосольными пряными огурцами – по старинным рецептам. Военно-патриотический центр «Казачьи кадеты» и театральная казачья студия «Хуторок» Бийского промышленно-технологического колледжа встречают посетителей наигрышами русской гармони.

Надежда Калачикова угощала гостей огурцами по старинному казачьему рецепту. Фото: Елена Мельникова
Надежда Калачикова угощала гостей огурцами по старинному казачьему рецепту. Фото: Елена Мельникова

— Год у нас был просто отличный, — рассказывает руководитель центра есаул Надежда Калачкова. — Дети у нас занимаются тоже необычные – они все могут, все умеют и живут по заповедям казачьим. Они стремятся стать лучше, чем были до этого, учатся любить Родину, землю, маму. Казачьи заповеди для нас – это умение соответствовать времени. Не надо трогать историю, в которой никто не может разобраться! Нужно жить днем сегодняшним и завтрашний день готовить своими поступками. А еще казаки должны быть православными, честными, добрыми, должны воспитывать в себе духовность. И тогда у нас все получится!

Вспоминают о заповедях и обычаях своих предков и соседи казаков – представители кумандинского народа, коренные жители Бийска. Три почтенные дамы угощают гостей фестиваля варениками с колбой, чебуреками с капустой и луком (пиреш). А скоро им выходить на сцену фестиваля – исполнять старинные национальные песни.

Для тех, кто хочет просветления души, Людмила Бережная исполняет классическую индийскую музыку на старинном национальном инструменте – сантуре.

Музыка открывает душу, так считает Людмила Бережная. Фото: Елена Мельникова
Музыка открывает душу, так считает Людмила Бережная. Фото: Елена Мельникова

— На нем исполняется очень древняя классическая музыка раги, — поясняет она. – Есть раги для каждого сезона, для каждого времени суток. А здесь я играю утреннюю рагу – она пробуждает энергию человека, его самые лучшие качества. Индийская музыка может влиять на состояние организма, утренняя рага открывает сердце людей. Если вы просто слушаете эти звуки, вы можете моментально впасть в так называемое состояние безмыслия – состояние медитации, это возможность встретиться со своим собственным «Я».

Казаки показывали искусство фехтовки на саблях. Фото: Елена Мельникова
Казаки показывали искусство фехтовки на саблях. Фото: Елена Мельникова

Интересного много: совсем рядом павильон общества польской национальной культуры «Белый орел»: молодые пани и паны в красочных польских национальных костюмах общаются с гостями фестиваля. А рядом ребята из военно-патриотического клуба «Русь» учат мальчишек навыкам стрельбы из винтовки и технике сборки-разборки оружия. Здесь же слышится свист сабель: казаки демонстрируют зрителям искусство фехтовки.

Наша справка

Сантур — струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Распространён в АзербайджанеАрменииГрузииИндииИранеИракеТурции и других странах Востока. Особенность сантура в том, что на нем играют двумя лёгкими молоточками — мизрабами. Поэтому он считается как струнным, так и ударным инструментом.

Било – деревянная или металлическая доска, свободно подвешиваемая с помощью веревки на дереве или столбе. Звук извлекался ударами по доске колотушкой. Било славяне также использовали вместо церковного колокола. В этой роли оно просуществовало в раскольничьих скитах в Поволжье вплоть до конца прошлого столетия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here