В средние века территорию нынешнего поселка Сорокино и села Фоминское, а также квартала АБ населяли суровые воины – тюрки.

Об этом и о том, какое оружие они носились, как вели бой и какую экипировку носили, рассказывает новая выставка в историческом отделе Бийского краеведческого музея (особняк Ассанова), которая называется «Военное дело на Алтае в Средневековье». На выставке есть экспонаты, которые датированы III веком нашей эры!

Мастерство тюркских оружейников до сих пор впечатляет ученых и археологов. О самых интересных артефактах выставки рассказала Людмила Чегодаева, научный сотрудник исторического отдела БКМ:

— Мы впервые открыли такую узкоспециальную выставку, которая посвящена военной истории Алтая в эпоху Средневековья. Выставка охватывает период с III века н.э. до XVI века (это одинцовская культура, сростинская культура и кармацкая культура – подробнее читайте в «Словарике «Я в Бийске» — Прим. ред.). Все эти периоды и сама выставка связаны с этносом тюрок, родина которых – Алтай.

Мы показываем военное дело в нескольких аспектах. Так, например, военную тактику мы делим на дистанционное орудие (оно включает в себя самый большой набор наконечников стрел и сохранившиеся до нашего времени накладки на луки). Еще один тип оружия таранное (ударное), оно представлено копиями (до нашего времени смогли сохраниться только их наконечники). Еще одна группа оружия тюрков – оружие ближнего боя (это сабли, палаши, топоры-тёсла, кинжалы, крючки для стаскивания противника с лошади и другие подобные приспособления).

На выставке представлены не только детали экипировки воина, но и детали конской упряжи, поясные наборы, панцири, защитные средства. Можно посмотреть во что одевались и экипировались привилегированные тюрки (то есть, тяжело- и средневооруженные воины, а не пехота – Прим. ред.). Конечно, не все экспонаты сохранились хорошо, но они достаточно редкие и у бийчан есть возможность их увидеть.

130 экспонатов из экспозиции ранее никогда не выставлялись. А всего на выставке можно увидеть более 300 артефактов.

Выставка «Военное дело на Алтае в Средневековье» будет работать до 31 августа.

Время работы: с 9.00 до 16.30 (понедельник-вторник – выходные дни).

Адрес музея: ул. Ленина, 134, справки по тел. 8 (3854) 33-76-90.

Скриншоты: Бийское телевидение

Это интересно

Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего боя, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы, боевые ножи и тяжелые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко окрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, соединенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент.

В отличие от гуннов тюрки не отрезали голову у убитых врагов, ограничиваясь одним скальпом. Тюрки были сравнительно неплохо экипированы: они носили доспехи из металлических пластин или жесткой кожи, укороченную кольчугу, а также шлем одного из нескольких типов. Тяжелые конники использовали конские доспехи, а командующий имел довольно элегантный внешний вид.

Те воины, которые стреляли назад не хуже, чем вперед, имели право носить на шлемах перья или соколиные крылья. Двухслойный (золотой поверх матерчатой основы) ремень с подвесками носили те, кто заслужил звание таркана (героя). Рядом с большим барабаном или даже вместе с ним носили штандарты с длинными косицами (туги), а также конские хвосты. Племенной тотемный знак – тёс и малый личный вымпел – бадрак, крепили к древку копья. Штандарт из конских хвостов обозначал достоинство военачальника. В Оттоманской империи эта традиция сохранялась до XVIII века. Обычно штандарт состоял из пяти, семи или девяти хвостов. Позолоченные морды волка, дракона или еще какого-нибудь другого чудовища служили таком Кагана у тюрок-гёк, а позднее у турков и уйгуров.

Во что одевались тюрки? Один тюркский князь, взятый в плен в 739 году, носил тяжелый пластинчатый нагрудник, парчовые штаны и длинную шелковую рубаху, отделанную парчой. Другой тюркский костюм мог включать в себя более короткую рубаху, стеганый кафтан, штаны, сапоги или сандалии, головной убор и накидку с длинными или короткими рукавами. Сапоги для верховой езды могли быть фетровыми, меховыми или матерчатыми. Некоторые носили сапоги с высокими голенищами, наподобие ботфорт или даже чулок. У других сапоги подвязками крепились к седлу, так что всадник надевал их лишь сидя в седле. Знатные мужчины и женщины носили ювелирные украшения. Телохранители обычно носили одноцветную одежду, по цвету совпадающую с цветом знамени своего господина.

Словарик «Я в Бийске»

Одинцовская культура (раннетюркское время – III-VII вв н.э.) характеризуется преобладанием трехлопастных наконечников стрел, костяных стрел, появляются прямые сабли, втульчатые копья с двухлопастным сечением. Можно увидеть роговые накладки на сложносоставной лук.

Сростинская культура (второй период истории тюрков: 2-я половина IX — XI вв. н.э.) характеризуется преобладанием бронебойных наконечников стрел, палашей, появлением изогнутых сабель и втульчатых копий с линзовидным сечением. Дополнительно представлены топоры-тесла, кинжалы и бронзовые детали наборного ремня.

Кармацкая культура и монгольское время до XVI в. (эпоха развитого средневековья (XII – XVI вв. н.э.) воины применяют, в основном, однолопастные наконечники, господствует сабля, применяются массивные тесла, ножи и кинжалы.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. КАК ТУРКИ МОГЛИ ЖИТЬ В СОРОКИНО И В ФОМИНСКОМ,ЕСЛИ В ТЕ ВЕКА ТАМ БЫЛИ НЕПРОХОДИМЫЕ БОЛОТА? КАК ТО ОДНО С ДРУГИМ НЕСОСТЫКУЕТЬСЯ…

    • Если вы внимательно читали текст, то не тУрки, а тЮрки — совершенно разные народы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here